Свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала

Архитектурнаякомпозиция Основные свойстваархитектурно-пространственных форм архитектурнаяпространственная форма Архитектурно-пространственныеформы в частности, здания обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств,которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства. Геометрический вид — основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношениемразмеров формы по трем координатам пространства ширине, высоте, глубине. Есливсе три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одноизмерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одноизмерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер. Размерыархитектурной формы — свойство ее протяженности по высоте,ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другимисмежными формами. Положение формы впространстве по отношению к свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала фронтальное, профильное,горизонтальное; ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта. Масса здания взрительном восприятии зависит от визуальной оценкиколичества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубическиеили шарообразные плотные формы и меньшей — многопустотные, плоские и гладкие. Фактура материала — важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности,в то время как текстура рисунок отражает линейную структуру материала наповерхности например, текстура древесины. Цвет в архитектурныхкомпозициях — свойство поверхности отражать илиизлучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон оттенкинасыщенность степень яркости цветасветлота отражающаяспособность поверхности. Светотень — свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхностиформы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурнойформы. Наиболее выявляет объеми свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала архитектурной формы направление света под углом 45°кгоризонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного искусственногоосвещения архитектурно-пространственной композиции как объемной формы, так иинтерьера в создании художественного образа особенно важна. Качественныехарактеристики света — прямого, свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала и отраженного — связаны с ориентацией здания и состоянием естественной среды. Прямой свет можетосвещать южный, восточный и западный фасады сооружений, проникая в интерьеры вкачестве бокового или верхнего света. Он создает радостное настроение, однако врабочих и учебных помещениях слепит. Естественный свет,отраженный экранами, увеличивает освещенность. Рассеянный свет, отраженный отнебосвода, не выявляет формы, поэтому не применяется при глубоких свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала удобен для рабочих помещений. Искусственное освещениеобъемов архитектурных сооружений используется на уровне уличного,магистрального освещения и подсветки ряда памятников архитектуры. Искусственныйсвет включился в интерьер более органичной массой осветительных приборов,светящихся потолков, световых отражателей. Отраженный свет в интерьере создаетиллюзию легкости форм. Осветительные приборы в свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала иногда приобретаютсамостоятельное значение, участвуя в решении композиционной задачи, выделяяглавное — тектонику, форму. Все рассмотренные свойства архитектурной формыпроявляются в их совокупности и единстве, образуя сложные композиционныезакономерности. Архитектурнаякомпозиция творение, сочинение — это системасоздания проекта и самого объекта архитектуры. Архитектурнаякомпозиция — целостная система архитектурных форм,отвечающих художественным, функциональным и конструктивно-технологическимтребованиям. Наука об архитектурнойкомпозиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре исредства достижения единства формы и содержания. Архитекторы призваныувязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны — удобствои пользу функциональная задачас другой — прочность и экономичность конструктивнаяи технико-экономическая задачас третьей - красоту форм эстетическаязадача. Требования ксовременной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельныхтипов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формыпространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение,акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилыхзданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе,размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостногоорганизма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта,ориентации зданий по странам света. Наконец, психологияи физиология человека также предъявляют требования к архитектурнымкомпозициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействуетна чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формированииего духовного мира. Создание единстваархитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образана основе комплекса требований — главнейшая задача архитектуры. Свойствапространственной формы предметов Прежде чем рассмотретьразличные закономерности композиции, надо познакомиться со свойствамипространственной формы материальных предметов. Под свойствамипространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемыхпризнаков: 1. Взависимости от преобладания одного из трех основных измерений выделяются тривида формы: 1. По данному признаку форма характеризуется крайними состояниями: 1. Величина — свойство протяженности формы и ее элементов по трем координатам. Величинаформы оценивается по отношению к размерам человека или других форм или каксоотношение величин элементов одной и той же формы. Фактура — свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы шероховатая,гладкая и др. Фактурность материала зависит от плотности и величинымикроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности,у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другойпредел — когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются каксамостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все ониясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся ужеэлементами членения рельефа поверхности. Текстура — наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которогопредмет изготовлен. Наиболее часто текстурой свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала характеризуются изделияиз дерева и ткани. Различные текстуры используются как декоративный элемент припроработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры,например имитации пластмассы свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала дерево и т. Рисунок текстуры древесиныизменяется в зависимости от направления ее обработки, т. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет,особенно разница контраст в естественной окраске волокон древесины. Фактура и текстурапредставляют собой активные средства художественной выразительности. Эффектфактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передатьестественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Еслифактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие нанаблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала. Однакочрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура итекстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величиныпространства, в котором оно будет функционировать. Цвет — свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии соспектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. Цвет обладаеттакими основными характеристиками, как цветовой тон свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала оттенки цвета ,насыщенность степень яркости цветасветлота отражающая способность цветовойповерхности. Свойстваобъемно-пространственных форм Величина— соотношенияпо пространственной протяженности — высоте, ширине и глубине объемно-пространственныхформ их частей. На основе этих соотношении возникают пропорции какгармонические взаимоотношения частей друг с другом и с целым. Соотношенияпо ведальше; горизонтальное — выше, правее, левее. Поверхности могут заниматьразнообразные положения, всевозможные повороты и наклоны под различными углами, то есть возможно бесконечное количество вариантов соотношений только двухповерхностей по свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала положению в пространстве. Форма, как таковая, и ееизменения: по виду линейная, плоскостная, объемная ; по геометрическомустроению параллелепипед, цилиндр, конус, шар и т. По указанным двумнаправлениям, особенно по второму, возможны свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала варианты соотношений плоско-криволинейное, вы- пукло-вогнутое, разные степени криволинейности ит. Положение форм в пространстве— соотношения форм п их элементов по отношению к зрителю и координатампространства. Эта категория совершенно отлична от величины и величинныхсоотношений. Рассматривая, например, плоскую поверхность, мы можем выделитьтакие координатные положения, как горизонтальное, вертикальное, фронтальное ивертикальное профильное. В новейшее время ряд теоретиков разрабатывали геометрические методыпропорционирования Хембидж, Гика, Мес- сель, Корбюзье и др. Свой вклад втеорию пропорций внес советский зодчий Одинпредел — форма максимально заполнена массой или выражена, как таковая ; другойпредел — форма выражена минимальным количеством массы. Кроме четырех указанныхосновных свойств, главным образом определяющих характер формы, необходимоуказать еще следующие свойства: Фактура, или строение поверхности формы, котороеможет изменяться от рельефной к гладкой, полированной и зеркальной. Светотень,как степень освещенности и затененности формы и ее частей, зависящая от условийосвещения т. Вкомпозиционном использовании всех этих свойств решающее шачсние имеют свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала вида качественных соотношений между ними — контраст, нюанс, тождество повторение. В контрасте сопоставляются сильно различающиеся состояниякакого-либо свойства большое с малым, вертикальное с горизонтальным, массивноес пространственным, плоское с объемным, плоскостное с рельефным и т. В нюансесопоставляются близкие состояния какого-либо свойства. В тождестве повторяютсясостояния свойств. На основеэтих соотношений могут возникать различные композиционные связи и гармоническиевзаимоотношения в объемно- пространственных формах. Контраст и нюанс нельзяпонимать статически, как неизменные отношения. Это такие отношения состоянийсвойств формы, которые способствуют возникновению художественнойвыразительности композиции в целом. Поэтому контраст и нюанс могут быть названыкомпозиционными средствами. Свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала первичные свойства пространственной формы являются первоначальными иисходными элементами композиции, первичным формообразующим материалом, изкоторого строится композиция. И этот же первичный материал становится активновоздействующим, когда выступает в виде гармонического отношения, то естьпервичное свойство становится композиционным средством. Когда в форменачинает преобладать одно из измерений, во» пикает зрительное движение внаправлении этого измерения. О г четливо оно возникает при восприятииправильных геометрических форм. Это явление называется динамикой, и под нимпонимаете не физическое, а зрительное движение. Динамикавозникает не только в направлении преобладающего измерения в высоту, ширинуили глубинуно и в направлении, по которому свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала зрительном движении человеквоспринимает развп тие пространства. Впротивоположность динамике относительное отсутствие зри тельного движенияназывается статикой. Под этим понимается зрительная неподвижность формы,состояние покоя. Квадрат н плоскости и куб как объемная форма могут служитьпримерами статических форм. Прямоугольники и параллелепипеды, в которых одноизмерение больше других в два и более раз, — пример динамических форм. Динамика, вэлементарном виде возникающая в простейших геометрических формах, в построениипространственной композиции приобретает значение важного композиционногосредства, при помощи которого может быть достигнута художественная целостностькомпозиции. Неорганизованная динамика элементов, несо гласованность их зрительныхдвижений может создать распад композиции на отдельные несвязанные части, тоесть разрушить главное ее качество — единство. К числуважных средств композиции относится напряженность — свойство, характеризующееактивность воздействия композиции на человека. Рассмотренные вышеэлементы и понятия — виды композиции, основные свойства пространственной формы;некоторые основные композиционные средства составляют свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала палитру длярешения самых разных композиционных задач. Понятиеоб основных свойствах объемно-пространственных форм В основевосприятия объёмно-пространственных форм лежат свойства, присущие всемархитектурным объемам используемые в архитектурной композиции. Основныесвойства объёмно-пространственных форм следующие: геометрический вид, положениев пространстве, величина, масса. Кдополнительным свойствам можно отнести фактуру, свет и цвет. Каждое изэтих свойств может изменяться в определенных пределах иметь бесконечноеколичество состояний. При сопоставлении различных состояний свойств возможнысамые разнообразные их сочетания. Рассмотрим каждое из этих свойств в пределахих возможных изменений. Геометрическийвид формы Вид формыкомпозиционного элемента определяется: стереометрическимхарактером очертания поверхности фигуры; соотношениемразмеров формы по трем координатам. Композиционныеэлементы по характеру стереометрического очертания условно можно разделить нанесколько групп. К первойгруппе относятсяформы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями, — куб ипараллелепипед. Ко второй группе относятся свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала, образованныеплоскостями имеющие неперпендикулярные грани, — пирамиды, призмы,многогранники рис. Кчетвертой группе можноотнести бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющихпрямолинейные и криволинейные поверхности рис. Вархитектурной композиции наиболее употребительна первая группа фигур —кубы и параллелепипеды. Тела вращения плоскостные и линейные формы Рис. Сложные Формы другихстереометрических тел труднее сочетаются между собой. Их применение эффективнов особых случаях, при организации единичных крупных пространств. Форма композиционногоэлемента в зависимости от соотношения величин измерений по трем координатамможет быть объемной, плоскостной и линейной. Объемная форма характеризуетсяотносительным равенством величин по трем координатам. Наиболее типичныеобъемные формы — куб, шар. В этих фигурах измерения по всем трем направлениямравны рис. Плоскостнаяформа характеризуетсяразвитостью по двум координатам при подчиненной третьей. Наиболее типичнымпримером является плоскостной параллелепипед рис. Объемные Линейная форма характеризуетсяпреобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими рис. При измерениисоотношений трех типовых состояний свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала формыобнаруживается возможность перехода свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала объема к плоскости, от плоскости клинии. Например, предельныесостояния формы — куб, квадрат, линия. Положение формы впространстве Это свойство определяетсяпо отношению: к осям координат, к зрителю, к другим формам. По положению доминирующей оси форма может бытьвертикальной по оси Нгоризонтальной по осям X и Всеостальные положения будут промежуточные рис. По ориентации наибольшейповерхности типовыми положениями формы в пространстве будут фронтальное,профильное или горизонтальное рис. Положение свойство характеризующее внешнее строение поверхности материала по отношению к зрителюили другим формам определяется в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Погоризонтальной плоскости форма может находиться ближе-дальше, слева-справа. Повертикальной плоскости, в частности по отношению к горизонту — выше-ниже рис. По расположению между собой формы могут находиться: на некоторомрасстоянии; примыкать друг к другу; врезаться друг в друга рис. Наиболее активноевзаиморасположение в композиции — врезка одного элемента в другой рис. Наиболее пассивное — примыкание рис.