Проектно исследовательская деятельность младших школьников

ИТО-Москва-2014 — Муразян ОВ — ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК Проектно исследовательская деятельность младших школьников СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Институт проблем информатики Российской Академии наук Федеральный институт развития образования Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» Российский государственный гуманитарный университет III Международная научно-практическая конференция «Инновации в информационных технологиях и образовании» Данная статья раскрывает смысл реализации проектно - исследовательской деятельности в младших классах посредством ИКТ. Педагогическая система каждого учителя сегодня выстраивается в соответствии с современными задачами, возможностями и вызовами общества. Деятельностный подход к образовательному процессу, применение практико - ориентированных технологий, проектирование, позволяют эффективно добиваться требуемых государственным стандартом личностных, предметных, метапредметных результатов. Работая много лет над проблемой повыше­ния качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место в моей педагогической деятельности занимает организация проектно - исследовательской деятельности. Как учитель — организатор проектной деятельности, я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования: создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся; создание условий для формирования и приобретения исследова­тельских умений учащихся, выработке самостоятельности инициативы, способствую­щих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции. Метод проектов, как проектно исследовательская деятельность младших школьников технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих в сочетании с традиционными информационно - репродуктивными методами обучения. Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах проектно исследовательская деятельность младших школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка. Создание проекта — это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Всю деятельность ребенка невидимой нитью пронизывает проектная деятельность, которая очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников, творчески решать учебные и практические задачи. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать проектно исследовательская деятельность младших школьников и операции. Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности. Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний. Уроки - проекты дают возможность снять перегрузки проектно исследовательская деятельность младших школьников младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков: Социальных - умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя проектно исследовательская деятельность младших школьников умение пойти на компромисс. Коммуникативных - слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать свое мнение, презентовать результат работы. Мыслительных — анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей. Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. В проектной деятельности выделяются следующие этапы подготовки проекта: Организационно — подготовительный; Информационно — операционный; Рефлексивно — оценочный. На каждом этапе работы над проектом могут возникнуть трудности. На этапе планирования работы учащиеся не всегда еще умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, проектно исследовательская деятельность младших школьников, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует проектно исследовательская деятельность младших школьников процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приемами проектирования. На данном этапе важно обратить внимание на групповое взаимодействие детей. Роль учителя здесь заключается в том, чтобы правильно организовать работу внутри микрогрупп, выработать правила группового общения. Здесь обязательно используются приемы и техники группового сплочения. Обязательно отмечается вклад каждого ученика в работу группы и задача учителя здесь — проследить, чтобы этот вклад был сделан, вовремя задать направление, организовать исследование. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую. Сегодня я предлагаю вашему вниманию именно технологию работы над групповыми проектами, которая предполагает участие всех учащихся класса. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В этот период закладывается ряд ценностных установок, которые влияют на сформированность волевой сферы, значимость деятельности, направленной на самообучение и саморазвитие. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угаснет интерес. В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности, укрепление положительной мотивации при работе по данной технологии. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость. Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу ориентировать учеников на решение сложной задачи. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение проектно исследовательская деятельность младших школьников мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность. В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывания темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным проектно исследовательская деятельность младших школьников предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности. Следующий не менее важный вопрос — помощь детям в выполнении их работы. Проект — очень хорошее средство, чтобы организовать совместную деятельность детей, родителей и учителя. Основная трудность — выполнить эту работу так, чтобы взрослые работали вместе с ребенком, а не вместо него. В идеале помощь родителей используется на каждом этапе проектной деятельности. Таким образом, в ходе работы над проектом родители проектно исследовательская деятельность младших школьников выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют; отслеживают выполнение плана; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации. На различных сайтах существует номинация «Наука исследования», где можно разместить результаты проектов, выполненных детьми. Перспективы развития проектной деятельности - участие в сетевых проектах. В процессе участия в сетевых проектах учащиеся получают возможность общаться и взаимодействовать со сверстниками из других регионов и стран, работать в команде, а также овладевать навыками безопасной работы в Интернете. Таким образом, проект с точки зрения обучающегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Мои ученики с удовольствием осваивают метод проектов, проявляя творчество, самостоятельность инициативу. Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. Воспитание ученика - исследователя — это процесс, который открывает проектно исследовательская деятельность младших школьников возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Список использованных источников Муравьева Вид представления доклада Публикация Уровень Проектно исследовательская деятельность младших школьников статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия. В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника. В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем. Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик». Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.