Принципиальная схема охлаждения двигателя

Система охлаждения Система охлаждения служит для поддержания оптимального теплового режима двигателя с помощью регулируемого отвода тепла от наиболее нагретых деталей двигателя. Высокая температура газов вызывает интенсивный нагрев деталей. До 35% тепла от сгорания топлива в цилиндрах идет на нагрев деталей. Температурный режим двигателя не должен меняться в зависимости от нагрузки, и температуры окружающего воздуха. Принудительный отвод тепла предотвращает заедание заклинивание подвижных деталей при их расширении, выгорания масла, уменьшает трение интенсивность износа. Излишний отвод тепла не приводит к принципиальная схема охлаждения двигателя ситуации, но существенно ухудшает топливную экономичность, снижает мощность и срок эксплуатации двигателя. В этом случае конденсируются пары топлива, смывается смазка, разжижается масло. Поэтому двигатель следует охлаждать до оптимальной температуры — обеспечивающей получение максимальной мощности, экономичности и срока эксплуатации. На современных поршневых двигателях применяют жидкостное или воздушное охлаждение. При воздушной системе охлаждения цилиндры их головки для увеличения поверхностного охлаждения снабжены большим количеством ребер. Охлаждающий воздух от вентилятора поступает к цилиндрам по направляющим кожухам, обеспечивая их равномерное охлаждение. Нагретый воздух выходит через специальный раструб в котором установлена воздушная заслонка, поворотом которой вручную или автоматически меняется интенсивность охлаждения. В воздушной системе охлаждения отсутствует радиатор, жидкостный насос, каналы и трубопроводы для охлаждающей жидкости, поэтому к преимуществам такой системы относятся простота конструкции, принципиальная схема охлаждения двигателя массы, удобство обслуживания и, кроме того, исключается опасность размораживания двигателя зимой. К недостаткам воздушной системы охлаждения относятся необходимость сравнительно большой мощности двигателя для приведения в действие вентилятора и затрудненный пуск двигателя при низкой температуре. Наибольшее распространение получили жидкостные системы охлаждения с принудительной принципиальная схема охлаждения двигателя охлаждающей жидкости, как более эффективные, менее шумные и обеспечивающие лучшие условия пуска и прогрева при низких температурах. Принципиальная схема системы с принудительным охлаждением приведена на рис. Основные элементы системы: рубашка охлаждения блока 1 и головки 2 цилиндров; центробежный насос 12, термостат 5, радиатор 7 объединяются с помощью соединительных патрубков 11. Внутренние полости системы охлаждения сообщаются с атмосферой через систему клапанов, расположенных принципиальная схема охлаждения двигателя пробке радиатора 9. В закрытых системах охлаждения поддерживается избыточное давление 0,025…0,035 МПа, при этом увеличивается температура кипения до 120 °С. При этом уменьшаются принципиальная схема охлаждения двигателя жидкости при паровыделении, и увеличивается теплоемкость. Поэтому закрытые системы применяются на подавляющем числе автомобилей. Принудительная циркуляция жидкости обеспечивается насосом 12, приводимом от коленчатого вала двигателя. Жидкость соприкасается с нагретыми поверхностями рубашек охлаждения, нагревается и поступает в верхний принципиальная схема охлаждения двигателя 6, радиатор по трубкам радиатора, обдувается воздухом, поступает в нижний бачок 7 радиатора, при этом охлаждается. Охлажденная жидкость по патрубку 11 поступает в насос 4 и вновь подводится к наиболее нагретым частям двигателя. Для быстрого прогрева в системе охлаждения установлен термостат 5. Когда двигатель не прогрет, запорный клапан закрыт и жидкость не может попасть в радиатор. Она циркулирует по «малому» кругу, включающему насос, рубашки, термостат. Поэтому она быстро прогревается, при этом запорный клапан открывается и в круг циркуляции включается радиатор. Проходное сечение клапана регулируется автоматически, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Дополнительно, температурный режим двигателя внутреннего сгорания может поддерживаться за счет изменения интенсивности воздушного потока — жалюзями или дополнительным электрическим вентилятором. Основная особенность системы охлаждения современного двигателя — принудительный способ охлаждения каждой из рабочей поверхностей без смены направления движения жидкости. В этом случае эффективно используется тепловое движение жидкости за счет разности температур слоевсовпадающее по направлению с циркуляцией за счет насоса. Принципиальная схема охлаждения двигателя особенность — возможность принципиальная схема охлаждения двигателя жидкости одновременно по «большому» и «малому» кругу циркуляции, и по каждому контуру в отдельности. Большой коэффициент объемного расширения охлаждающей жидкости принципиальная схема охлаждения двигателя обязательным применение расширительного бачка 10 в системе охлаждения. Контроль температуры охлаждающей жидкости осуществляется принципиальная схема охлаждения двигателя помощью дистанционных магнитоэлектрических термометров, состоящих из указателей и встроенных в систему охлаждения принципиальная схема охлаждения двигателя. О перегреве жидкости в системе охлаждения сигнализирует контрольная лампочка, установленная на щитке приборов автомобили ЗИЛ-130, ГАЗ-53-12, ГАЗ-24-10 и соединенная с термодатчиком, ввернутым в верхний бачок радиатора. Кроме основного назначения, система охлаждения двигателя используется для отопления пассажирского помещения кузовов легковых автомобилей и автобусов, а также кабин грузовых автомобилей. Для этой цели в отопительной системе имеются специально встроенные в салон кузова или кабины радиаторы, к которым через кран и шланги нагретая жидкость подается из системы охлаждения двигателя. В качестве охлаждающих жидкостей применяется вода или ее этиленгликолевые смеси — антифризы. Температура кипения этих жидкостей значительно превышает 100 °С, а присадки значительно уменьшают коррозию металлов, трения, вспенивания, стабилизируют химический состав. Широкое распространение получили смеси, замерзающие при низкой температуре: ТОСОЛ А-40 и ТОСОЛ А-65. Оба антифриза получаются разбавлением технического этиленгликоля водой, например ТОСОЛ А-40 представляет собой 50%-ную смесь воды с этиленгликолем, которая при температуре — 40 °С превращается не в лед, а в густую массу, не вызывающую повреждения блока цилиндров или радиатора.