Порядок принятия конституции

Порядок принятия изменения конституций: Право на принятие первой или новой конституции является проявлением Право на принятие первой или новой конституции является проявлением учредительной власти и осуществляется либо избирательным корпусом, либо представительным учреждением, либо исполнительной властью. Эти три основных способа принятия конституции применяются как в чистом виде, так и в различного рода сочетаниях. Способ принятия конституции нельзя считать чисто техническим вопросом - это вопрос политический, т. Доктрина конституционного права базируется на представлении, что принятие конституции - акт учредительной власти, последняя же принадлежит народу в силу теории народного суверенитета или органу, уполномоченному на принятие основного закона. В теории принятие конституции путем референдума в наибольшей степени соответствует вышеназванной концепции, поскольку в этом случае конституция создается самим источником учредительной власти. Однако на практике конституционный референдум, как правило, не отражает волю народа даже в порядок принятия конституции случае, если за конституцию проголосовало большинство. Связано это и с особенностями самой конституции порядок принятия конституции акта, и с процедурными особенностями референдума. Во-первых, конституция представляет собой порядок принятия конституции сложный правовой документ, понимание которого требует определенной, достаточно высокой правовой культуры. В странах, где много неграмотных или малограмотных, где в целом уровень правовой культуры населения невысок, многие не могут порядок принятия конституции познакомиться с текстом, либо понять его. В такой ситуации проведение конституционного референдума - только имитация демократии. Во-вторых, на референдуме порядок принятия конституции могут голосовать только либо за, либо против предложенного текста, т. Наблюдается следующая тенденция: чем реакционнее режим, тем порядок принятия конституции он прибегает к референдумам, поскольку именно набор методов и способов проведения референдума, формулирование предмета референдума позволяют манипулировать общественным мнением, соблюдая при этом внешнюю демократичность. В принципе возможна такая организация проведения референдума, при которой отношение референдариев к конституции не сможет даже выработаться. Оценка результатов каждого конкретного референдума зависит от конкретных условий, существующих в данной стране в момент принятия конституции, от того, какие политические силы или какая часть политической элиты заинтересованы в проведении референдума по вопросу о конституции, от уровня политической активности населения и целого ряда других факторов. Очевидно, что реальная демократичность референдума проявляется только в определенных условиях. Проведение референдума разумно только тогда, когда ответ однозначен и предмет ясен для понимания, т. История конституционных референдумов насчитывает более двух столетий. В том же порядке были утверждены основные принципы Конституции 1852 г. Впоследствии конституционный референдум неоднократно применялся для легализации государственных переворотов Турция - в 1961 г. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что к этой процедуре неоднократно прибегали порядок принятия конституции режимы в Германии и Испании. Вообще распространение референдума как способа принятия новейших конституций является характерной чертой второй половины XX века. Так, в послевоенный период избирательным порядок принятия конституции были одобрены Конституция Дании порядок принятия конституции г. Принятие конституции избирательным корпусом складывается из двух этапов - разработка проекта конституции порядок принятия конституции окончательное его одобрение, после чего конституция вступает в силу. Совершенно естественно, порядок принятия конституции сам избирательный корпус разработать проект конституции не может. Это порядок принятия конституции либо учредительное собрание, либо специальный конституционный комитет. Первый вариант будет рассмотрен далее, что касается второго, иллюстрирующий его пример относится к политической истории послевоенной Франции. Предварительный проект Конституции Франции был разработан Правительством в соответствии с указаниями Президента Шарля де Голля. Затем он был направлен в Консультативный конституционный комитет, созданный в соответствии с Конституционным законом от 3 июня 1958 г. Этот Комитет состоял из 39 членов, из которых 26 были избраны парламентскими комиссиями обеих палат, а 13 назначены Правительством. Консультативный конституционный комитет во время порядок принятия конституции закрытых заседаний с 29 июля по 14 августа не внес ничего существенного в предварительный проект. Окончательный проект был утвержден Советом министров и опубликован 4 сентября. Исход референдума 28 сентября был фактически предрешен, т. Конституция V Республики была промульгирована. Еще один способ принятия порядок принятия конституции - принятие порядок принятия конституции органами, созываемыми специально с этой целью, - учредительными собраниями конституционными ассамблеями, конституционными конвентами. При условии, что выборы проведены демократично, эти органы представляют различные группы населения, что позволяет учитывать их мнение, а сам порядок работы такого органа дает порядок принятия конституции тщательно отработать каждую статью конституции. Так были приняты многие конституции XIX века, современные Конституции Италии, Индии, Боливии и некоторых других стран. В современной государственно-правовой практике учредительным органом все чаще становится обычный порядок принятия конституции орган, при порядок принятия конституции принятие конституции обычно порядок принятия конституции некоторыми усложняющими и усиливающими ее особый юридический характер формальностями. В ряде случаев выработанная учредительным собранием конституция передается затем на утверждение законодательных органов субъектов федерации или учредительных собраний субъектов федерации США либо выносится на референдум Порядок принятия конституции 1946 г. Ныне действующая Конституция США была принята Конституционным конвентом, который собрался в мае 1787 г. Этот орган формально не был наделен учредительной властью. В штатах с этой целью также были избраны конвенты, т. Для ратификации нужно было получить одобрение девяти штатов. Одобрили Конституцию 11 штатов, после порядок принятия конституции 4 марта 1789 г. Таким образом, завершенная процедура принятия Конституции США распадается на два этапа: разработка и одобрение проекта Конституции Филадельфийский конвент и утверждение и ратификация проекта Конституции конвенты штатов. Французская Конституция 1791 г. Одобренный им текст Конституции был представлен королю для получения санкции, однако этот акт имел чисто символический характер. Во всяком случае, официальной датой вступления Конституции в силу является 3 сентября, т. Таким образом, Учредительное собрание фактически полностью завершило весь процесс принятия Конституции. В новейшей политической практике принятие конституций представительными учреждениями широко распространено. Осуществление учредительной власти предоставляется как порядок принятия конституции собраниям, которые специально для этого избираются, так и парламентам, образованным на основании положений предшествующих конституций. Как правило, вся процедура принятия новой конституции - от разработки проекта до его окончательного утверждения - осуществляется самим представительным учреждением и создаваемыми им вспомогательными органами. Только учредительными собраниями были приняты Конституции Италии 1947 г. Парламентами были приняты Конституции Пакистана 1973 г. В некоторых случаях учредительное собрание лишь разрабатывает и одобряет проект порядок принятия конституции, а окончательное решение о его принятии передается избирательному корпусу. Так, Конституция IV Республики Франции 1946 г. Конституция может быть принята односторонним актом исполнительной власти - это октроирование, т. Проект конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности. Разработанный таким способом проект утверждается и промульгируется главой государства. Впервые октроирование было применено во Франции в 1814 г. С тех пор этот способ принятия конституций считался чисто монархическим Конституции Порядок принятия конституции 1831 г. Однако Новейшая история знает случаи Конституция Пакистана 1962 г. В период распада Британской колониальной империи октроирование широко применялось Британской короной. Исторический опыт показывает, что октроирование конституции не дар, не добровольный акт монаршей воли или порядок принятия конституции метрополии, а вынужденная уступка политическим силам, борющимся за ограничение монаршей власти либо за освобождение от власти метрополии. По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции подразделяются на жесткие и гибкие. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Если парламентские законы принимаются простым большинством голосов 50% кворума + 1 голосто для принятия поправок и дополнений к конституции устанавливается особая процедура. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Усложненный порядок изменений конституции по сравнению с обычным законом связан с идеей о том, что и принятие конституции, и ее изменение относятся к компетенции учредительной власти, а она функционирует в соответствии с более строгими процедурными правилами, чем порядок принятия конституции законодательная. Встречаются различные способы усложнения процедуры принятия поправок. Поправки могут: 1 ставиться на референдум Ирландия, Франция ; 2 одобряться законодательными собраниями субъектов федерации США, Австралия ; 3 одобряться дважды. В некоторых конституциях прямо указывается, какие нормы не могут быть предметом пересмотра, так называемые неизменяемые нормы чаще всего это республиканская форма правления. Аналогичная норма содержится в ст. Шире перечень положений, не подлежащих пересмотру, в латиноамериканских конституциях. Так, согласно параграфу 4 ст. Процедура изменения конституций состоит из нескольких стадий. Во-первых, инициатива изменения конституции, которая порядок принятия конституции предоставляется либо парламенту, либо главе государства. Во-вторых, одобрение предложенного проекта изменения конституции, что, как правило, делает парламент квалифицированным большинством голосов. И наконец, окончательное одобрение принятого проекта изменения конституции. Эта функция, если она вообще предусмотрена, осуществляется либо главой государства, либо избирательным корпусом посредством референдума. В некоторых странах США, Франция, Италия, Индия предусматривается возможность применения различных процедур изменения конституции. Сложна процедура изменения федеральной Конституции США. Объединенная резолюция, содержащая в себе проект поправки к Конституции, должна быть одобрена либо двумя третями голосов обеих палат Конгресса, либо специальным Конвентом, созываемым по требованию законодательных собраний двух третей штатов. В обоих случаях одобренный проект поправки должен быть ратифицирован либо тремя четвертями законодательных собраний штатов, либо тремя четвертями конвентов штатов. Одобрение поправки штатами является окончательным. V Конституции США позволяет заключить, что возможно применение четырех процедур принятия поправок к Конституции: Конгресс - легислатуры; Конгресс - конвенты; Конвент - конвенты; Конвент - легислатуры. На практике применялся в основном первый вариант. Лишь XXI поправка, отменившая XVIII поправку о сухом законе, была принята способом "Конгресс - конвенты". К настоящему времени принято 27 поправок к Конституции. Статья 89 Конституции Франции 1958 г. Инициатива пересмотра осуществляется либо Президентом, действующим по предложению премьер-министра, либо Парламентом. В первом варианте проект или предложение должны быть одобрены в идентичной редакции обеими палатами Парламента. Второй вариант процедуры относится только к проекту пересмотра но не к предложению о пересмотре. После принятия проекта пересмотра обеими палатами в идентичной редакции Президент представляет его в Парламент, созванный в качестве Конгресса. Интересно, что конституционной обязанности Президента доводить процедуру до конца т. Впрочем, не существует препятствий и для того, чтобы Президент возобновил процедуру, начатую любым из предшественников. Двойные процедуры изменения конституций предусмотрены Конституциями Италии, Индии, Японии и некоторых других стран. Статья порядок принятия конституции Конституции Италии 1947 г. Принятые в таком порядке поправки могут быть вынесены на референдум по требованию одной пятой членов одной из палат Парламента, пяти областных советов или пятисот тысяч избирателей. Если при втором голосовании в Парламенте поправка к Конституции была одобрена квалифицированным большинством в две трети голосов, то референдум не проводится. Таким образом, речь идет о порядок принятия конституции процедурах изменения Конституции - чисто парламентской и смешанной, допускающей возможность обращения к избирательному корпусу. Конституция Индии в качестве основной предусматривает чисто парламентскую процедуру принятия поправок ст. Однако в тех случаях, когда поправка затрагивает исполнительную власть Порядок принятия конституции, судебную власть Союза, высшие суды штатов, отношения между Союзом и штатами, правовое положение штатов и саму ст. В некоторых странах ФРГ, Греция применяется чисто парламентская процедура изменения конституции. Основной Закон ФРГ может быть изменен только законом, который должен быть принят большинством в две трети голосов бундестага и бундесрата ст. Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, т. К этому типу относятся Конституции Великобритании и Новой Зеландии. Порядок принятия изменения конституций 1. Соотношение конституции и конституционализма. Основные черты конституций зарубежных стран. Классификация конституций по различным основаниям. Понятие конституции юридической и фактической. Принципиальные различия и сходство писаной и неписаной конституций. Плюсы и минусы жесткости конституций. Референдум как Как уже говорилось в первой главе нашей работы, в действующей Конституции заложен такой механизм ее изменения, который по двум принципиальным главам - об основах конституционного строя и о правах и свободах человека и гражданина гл. Принципы, функции и основные черты конституций Способы принятия порядок принятия конституции Конституционное регулирование Конституция и другие правовые акты Конституционный закон История Конституции России, РСФСР, СССР и Российской Федерации Конституционные реформы СССР и РСФСР - 1988-1993 гг. Действующая Конституция Российской Федерации 1993 года: сущность, Статья 120. Столица и Государственные символы РФ Столицей Порядок принятия конституции Федерации является город Москва. Символы РФ - Государственный флаг и Герб РФ - определяются законом. Гимн РФ утверждается постановлением Верховного Совета РФ. Порядок принятия изменения Конституции РФ Конституция РФ принимается изменяется Верховным Советом Российской Федерации не менее чем двумя третями голосов Статья 184. Все законы иные акты государственных органов РСФСР издаются на основе и в соответствии с Конституцией РСФСР. Изменение Конституции РСФСР производится решением Порядок принятия конституции Совета РСФСР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР. Редакция статьи 185 от 27. Что такое конституция с юридической и порядок принятия конституции точек зрения? Почему конституция является юридической базой текущего законодательства и актом высшей юридической силы? Что означают положения ирландской конституции о правах, предшествующих позитивному праву? Имеются ли различия по сущности, содержанию, форме и порядку изменения между конституциями США и Великобритании? Статья 1 Конституция РФ вступает в силу на всей территории Российской Федерации на следующий день после ее опубликования. Статья 1 Изменение положений раздела первого части первой До вступления новой Конституции в силу современную польскую конституцию, таким образом, составляют Конституция Республики Польша 1952 г. За всю историю Северной Америки до 1991 г. Они принимались в разное время. Среди действующих этих конституций три были приняты в XVIII в. Самой старой из Нетрудно заметить, что нынешний текст Конституции имеет мало общего с первоначальным текстом, принятым в 1949 г. Пожалуй, только ряд положений о суде и прокуратуре, да определение столицы остались без изменений. Разумеется, сохранилась и общая структура Конституции страны, хотя она ни в коей мере не отвечает современным представлениям. Объем Конституции заметно увеличился; она стала вполне Авакьян Конституция России: природа, эволюция, современность. Авакьян Как уже отмечалось, в зависимости от порядка принятия конституции делятся на октроированные и «народные». В настоящее время к числу первых относятся основные законы Иордании, Непала, ряда стран, бывших порядок принятия конституции прошлом британскими колониями. В подавляющем большинстве стран, как отмечалось, конституции — «народные». Указывалось также, что по порядку изменения конституции можно разделить порядок принятия конституции гибкие, Стабильность как одна из основных черт конституции - это длительность ее действия без внесения существенных изменений. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет. Устойчива формация - стабильна и конституция; находится формация в стадии создания, переживает переходный период - скорее можно ожидать Статья Порядок принятия конституции о поправках и пересмотре раздела первого Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, субъекты Федерации и группы порядок принятия конституции Федерального Собрания численностью не менее одной десятой от общего числа депутатов одной из палат. Для принятия решения необходимо участие в заседании каждой палаты не менее четырех пятых от общего числа Статья Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные представительные органы субъектов Российской Федерации, а также группы депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов одной из палат Федерального.