Метапредметные результаты обучения по фгос по биологии

Метапредметная направленность урока биологии — основа метапредметные результаты обучения по фгос по биологии индивидуальных познавательных систем школьника Метапредметная направленность урока биологии — основа развития индивидуальных познавательных систем школьникаучитель химии и биологии Разделы:, Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения закладывает условия, при которых ребёнок получает возможность сохранить и развить свой потенциал в процессе онтогенеза. Доказано, что каждый ребёнок рождается одарённым. Однако дар в каждом ребёнке разный и развиваться он может по мере познания окружающего мира. Биология как учебная дисциплина, по своей природе являясь основным направлением естествознания и занимая особое положение в материально — гуманитарной сфере, способствует этому. Всё это можно проследить на теории эволюционного учения, которая при помощи биологии распространяется в химии, географии, физике, астрономии, обществознании, лингвистике, этнографии и других науках. Развитие исследовательских компетенций школьников при обучении биологии связывают её с экспериментальными основами физики, химии, математики, географии, геологии и многими другими естественными науками. Уникальные особенности каждой живой системы, каждого уровня организации живой материи, организация среды обитания человека роднят с гуманитарными и общественными науками: философией и диалектикой, историей и обществознанием, социологией и этнографией, а также науками об управлении. Считаю, что использование в биологии основных знаний других смежных наук их тесное взаимодействие создают необходимый потенциал для развития предметных, личностных и самое главное — метапредметных компетенций обучающихся. Я, как учитель биологии, на каждом уроке пытаюсь выявить основные межпредметные связи и взаимодействие биологии с химией, физикой, математикой, что способствует формированию положительных метапредметных результатов на основе небольших исследовательских и проектных работ лабораторно — практической направленности и решения занимательных биологических задач и проблемных ситуаций. Согласно ФГОС метапредметные результаты должны иметь системный характер и включать следующие составляющие: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в рамках своей познавательной деятельности; умение владеть основами самоконтроля, адекватной самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и разноплановую совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё метапредметные результаты обучения по фгос по биологии умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникационными задачами для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Для формирования метапредметных знаний у обучающихся как общеобразовательного, так метапредметные результаты обучения по фгос по биологии профильного уровней, необходимо использовать исследовательскую и экспериментально — прикладную деятельность. Биология — практикоориентированная дисциплина, поэтому включаю такие методы, как эксперимент, анализ, моделирование и наблюдение. Так, для наблюдения предлагаю выбрать объект из окружающего фона — это удобно делать на метапредметные результаты обучения по фгос по биологии или путём моделирования закройте глаза…; представьте себе…. Далее определяются характерные черты объекта их сравнение с уже известными. Важным этапом формирования исследовательской деятельности считаю следующее: выделение того, чего я не знаю. Что я хочу узнать? Затем его заполнение ведётся с учётом полученных знаний на уроках естественно-математической направленности. В процессе этой работы происходит формирование самостоятельности, инициативности, это способствует преодолению стереотипности. Очень важным фактором является то, что ребёнку предоставляется возможность не только генерировать идеи, но и высказывать их, наполняя метапредметным содержанием. Итогом этой работы является формулировка версий, их превращение в гипотезу, её доказательство и сравнение с культурой т. Такой технологический приём очень актуален при групповом взаимодействии, потому что оно предполагает сотрудничество более опытного с менее опытным обучающимся. Таким образом, по моему мнению, метапредметная индивидуальная траектория развития ребёнка строится, формируется и разворачивается в результате наличия следующих условий: Естественность: проблема не должна быть искусственной и надуманной; Осознанность: проблема должна быть понята, цели и задачи — ясны, результат исследований — конкретен; Самодеятельность: использование своего собственного опыта; Научность. Так, метапредметы — это современные образовательные модели, которые развиваются поверх традиционных предметов. На уроках биологии я значительно расширяю предметную область биофизики биомеханика, биологическая термодинамика, биооптика, биоакустика. С точки зрения этого научного направления организм рассматривается как обладатель биологических часов, компаса, измерителя геомагнитного поля, т. Электромагнитные поля биосферы играют роль в настройке биологических часов, в ориентировке особей в пространстве, влияют на регуляцию физиологических функций. Генетика предполагает знание элементов теории вероятностей, основных понятий атомно — молекулярного учения идея дискретностипринципов планирования и статистической обработки результатов экспериментов. Информация по биомеханике механические свойства органов и тканей, кинематический и динамический анализ движенийбиооптике, биоакустике имеет большое значение для курса физики, насыщая его примерами, повышая интерес к науке. Биология пересекается с химией при исследовании химического метапредметные результаты обучения по фгос по биологии живой материи, химического взаимодействия в живых системах, метаболических процессов их регуляции в клетке, мутагенеза, изучении экологических проблем современности и методов их решения. Практически все физиологические процессы в организме живого существа являются следствием химических превращений веществ пищеварение, дыхание, выделение, нервная и гуморальная регуляция, гомеостаз, размножение, развитие и т. Физико-химический взгляд видит в клетке дисперсную систему, совокупность электролитов, полупроницаемых мембран и т. Клетка является типичной механической системой, которой характерна упругость, плотность, тургор, осмос. Она может выглядеть как электрическая цепь, состоящая из проводников, конденсаторов, если её изучение ведётся с позиций электростатики метапредметные результаты обучения по фгос по биологии электродинамики. Без использования закономерностей химии и физики энергия активации, теория катализа и т. Без совмещения этих понятий, которое возможно только на уроках биологии, не может быть подлинно биологического понятия о клетке. Кибернетики составляют сложные схемы регуляции и передачи информации в ней. Говоря о теориях, которые с успехом используются в физических, химических, биологических науках, я на уроках часто упоминаю квантовую теорию. Считаю, что понятие о квантах следует чаще применять при объяснении явлений на уроках химии и физики — фотоэффект, давление света, фотография и т. Всё живое на Земле состоит из взаимосвязанных уровней, каждый из которых в метапредметные результаты обучения по фгос по биологии глобальной биологической системе выполняет определённые функции в биологическом метапредметные результаты обучения по фгос по биологии. В процессе урока обучающиеся раскрывают биологическое значение проявления того или иного уровня организации жизни и выявляют их физические, химические, географические особенности. Простраивая урок, я пытаюсь подчеркнуть и выявить решение метапредметной проблемы на стыке нескольких наук. Существует три различных направления в изучении уровней живого: Организменный. Однако каждый из них имеет исторический аспект. В первом случае рассматривается появление уровней организма в процессе эволюции, во втором — генезис основных таксонов, в третьем — изменение отношений организма, среды и эволюция биосферы в целом. В ряде случаев эти аспекты оторвать друг от друга оказывается практически невозможно. Более эффективное усвоение теоретического курса и формирование практических навыков и умений легче осуществляется через самостоятельную работу по алгоритму или инструкции под моим руководством, построенную на основе метапредметного подхода. Такая работа способствует повышению уровня понимания и эффективности запоминания фактического материала, развивает мышление, позволяет ставить перед собой цель и решать задачи, помогает доказательно отстаивать свою точку зрения и представить полученные результаты. Таким образом, к положительным моментам применения метапредметного подхода в изучении биологии следует отнести: развитие глубоких системных знаний у обучающихся при изучении биологических процессов и явлений разной сложности; расширение интеллектуальных потребностей индивидуальных познавательных способностей школьников; формирование проектно — исследовательских компетенций обучающихся; изучение сложного материала по предмету через разноуровневые практикоориентированные задания; расширение самостоятельности и самоконтроля; развитие компетенций самостоятельной навигации. Однако существуют трудности в применении метапредметного подхода: ограниченность продолжительности урока, которую можно компенсировать за счёт интенсификации времени по разбору материала, что может снизить качество усвоения нового материала; серьёзные требования к теоретическим и практическим знаниям исследовательских подходов и межпредметных вопросов учителем; отсутствие инструментария и единой методики оценки метапредметных результатов. Биологическое образование вносит свой вклад в формирование общей естественнонаучной картины мира. Образовательные и воспитательные задачи обучения биологии должны решаться комплексно с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики биологии как науки и учебного предмета, определяющей её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Современная система образования предоставила мне право самостоятельного выбора методических путей и приёмов решения этих задач. Использование технологии метапредметного анализа позволяет мне сформировать у обучающихся прочные, осознанные знания и умения, развивать познавательные способности и создавать условия для развития самореализации личности каждого ученика. Значительное пространство свободы, получаемое мной как учителем при этой технологии, обеспечивает мне большую возможность творческих поисков и решений. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок».